17 апреля 2009 г.
Первый полноценный день на маршруте. Экспедиция имеет 4 палатки, одна – огромный шатер для девяти членов команды (современный аналог палатки "Зима"), еще две – для киногруппы.
Матвей Шпаро ввел понятие "капитан команды". Должность сменная: на один день, точнее – на одни сутки.
Утром в эту должность заступил Сергей Ломов из Республики Чувашия. Вечером в 19.30 по московскому времени именно Ломов звонил в Клуб "Приключение" по спутниковому телефону, докладывал обстановку и записывал прогноз погоды на следующие дни, который готовит для полярников специалист Гидрометцентра России.
По регламенту связи сначала сообщается самое важное – координаты группы: 89°17' с.ш., 147° в.д. Затем погода на маршруте: ветер 12-15 м/сек с востока, температура – минус 26°С.
Комментарий тут крайне простой: очень холодно. Ветер и мороз как бы складываются и по новой, интегральной шкале холод можно приравнять к -45°С при безветрии.
Дрейф для команды почти попутный, оценили его по данным GPS: 300 м/час, то бишь, за день – 7,2 км. Неплохо. Прошли за вчера и сегодня 17 минут – 31 км, без дрейфа – 27.
Это – новости хорошие. Теперь плохие, точнее – очень плохие: сломались 2 лыжных крепления. Сергей сказал это тревожным голосом, и начал так: "У нас большая проблема..."
Главное препятствие на пути – заструги и надувы снега, утрамбованные ветром до твердости асфальта.
Записал Дмитрий Шпаро
18 апреля 2009 г.
Сообщает капитан Татьяна Кузнецова (Республика Мордовия):
"Координаты 89° 29' с.ш., 147° в.д., температура -23…-25°С, ветер слабый юго-восточный.
Подъем в 8.30 (дежурные – Елисей Третьяков и Надя Куриленок), чуть проспали, но есть и достижение: вечером поставили палатку очень быстро – за 50 минут. Шли 6 часов. Форсировали первый канал с открытой водой – шириной 50 м. Обойти это препятствие было невозможно: налево и направо черная лента воды уходила до горизонта. Костюмов для плавания всего три. Первыми поплыли Матвей и Кирилл. Борис в третьем костюме готов был в случае чего придти им на помощь. Костюмы с того берега были отправлены обратно в санях на веревке. Челноки из саней сновали туда-сюда в течение всей переправы..."
– Было ли страшно? – спросили я капитана Татьяну.
– Страшно слезать с берега в воду. Очень страшно. Но когда ты в воде, то вообще не страшно. Переправа заняла всего 1,5 часа.
– В чем обязанности капитана?
– Во-первых, он в течение всего дня помогает Матвею и Борису. Затем, он считает, сколько идти по времени и ведет отсчет километров. Вот например, сейчас до полюса осталось 58 км. Капитан – это важно – следит, как кто из команды себя чувствует. Кому тяжело. Кому нужна помощь.
Записал Дмитрий Шпаро
|